Метод Фельденкрайза в Чернигове! на занятиях по релакс-терапии



Метод Фельденкрайза был разработан специально для того, чтобы дать человеку возможность осознать связь со своим телом. Цель данного подхода заключается в улучшении функционирования человека как психосоматической системы. Этот метод часто называют соматическим образованием — так как, налаживая контакт с собственной телесностью, мы становимся подобны детям, движения которых естественны и грациозны.

 


Принадлежать себе.


Биография М. Фельденкрайза чем-то напоминает приключенческий роман. Основатель одноимённого метода в своё время посвятил много лет изучению принципов йоги, неврологии, акупунктуры, а также классического психоанализа. Он близко общался с одним из японских патриархов дзюдо и стал популяризатором этого боевого искусства в Европе.
Получив в молодости травму колена, он целенаправленно стал искать способы излечения. Вскоре Фельденкрайз понял, что пытаясь прибегнуть к новым, нетравматичным способам движения, стараясь анализировать, каким образом можно поменять привычные схемы телесного взаимодействия с миром, он встал на пороге грандиозного открытия.
В частности, Фельденкрайз выяснил, что если научиться расслабляться и »ловить» свой собственный ритм телодвижений, можно добиться значительного повышения уровня соматической сознательности, лёгкости в обучении любым типам перемещений. Практикуя данный метод, человек как бы возвращается в мир детства, когда двигаешься не для достижения конкретной цели, а просто потому, что движение доставляет удовольствие. Происходит процесс реинтеграции человека с самим собой, точнее — со своим телом. Поэтому метод Фельденкрайза ещё называют соматическим образованием.


Одни знатоки именуют данный метод репаттернингом, другие — видом телесно-ориентированной терапии, третьи называют его альтернативной медициной. Но все сходятся на том, что цель метода Фельденкрайза — культивировать свободное и лёгкое движение, развить в человеке способность аутентично воспринимать собственную телесность, а также научиться расслабляться.

 

Освободить мышцы от рутины 


Каждый из нас в своих движениях руководствуется определёнными паттернами, которые существенно ограничивают нашу свободу. Фельденкрайз поставил целью освобождение от заскорузлых шаблонов поведения. Для этого он разбил привычные схемы перемещений на этапы: такие, как подъём и опускание руки вверх-вниз, поворачивание головы, движение челюстью…
По мере многократного повторения этих движений развивается способность восприятия и осознания происходящих в теле изменений. Кроме того, восстанавливаются связи между определёнными участками коры головного мозга, которые отвечают за движения, и нашими мышцами. Улучшается координация, исчезают те или иные двигательные клише, передвигаться становится легче и проще.

Сегодня по методу Фельденкрайза занимаются как люди с различными проблемами со здоровьем (сколиоз, остеохондроз, заболевания опорно-двигательного аппарата), так и те, кто жаждет почувствовать себя более свободно и раскованно, добиться более высоких результатов в каком-либо виде спорта. Поэтому соматическое образование подходит и для баскетболистов, и для танцоров, и для любителей плавания — в этом плане здесь нет никаких ограничений.
Сам создатель метода писал в своё время: «Я хочу, чтобы вы учились, а не были научены». Крайне важно, что, проходя соматическое образование, человек обучается навыкам владения собственным телом самостоятельно, посредством живого опыта. И само обучение больше похоже на игру — настолько оно спонтанно и удивительно. Благодаря этой игре метод Фельденкрайза возрождает в каждом из нас ребёнка, который пленителен в своей непосредственности — и оттого счастлив.


Видео о методе

 

Что дают занятия по методу Фельденкрайза

Обычному человеку в обычной жизни:

  • стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
  • ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
  • наклоняться без скрипа, подниматься без напряжения;
  • сохранять молодую гибкость и радость движения до самого конца.

Психологу:

  • телесный образ «Я»;
  • возможность, не разрушая защит, работать с ресурсами.

Врачу ЛФК:

  • возможность работать с посттравматическими блоками и возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности.

Танцовщице:

  • развитие мышечного чувства и чувства движения, что освобождает от скованности, механистичности движений и делает тело и движения очень выразительными, эмоциональными и пластичными;
  • чувство пространства, а вместе с ним — устойчивость и точность движений;
  • богатство телесных выразительных средств;
  • уверенность в себе.

Преподавателю танцев:

  • видение и понимание тела;
  • видение и понимание проблем учеников и владение простыми и эффективными средствами для работы с ними.

Практикующему йогу, цигун, тайцзи:

  • тонкое и точное чувствование своего тела, осознанность, устойчивое внутреннее внимание.

 

Научиться по-настоящему можно только тому, что имеет к вам прямое отношение.

М. Фельденкрайз


Основатель метода Моше Фельденкрайз был разносторонне образованным человеком. По профессии инженер и физик, он стал одним из первых европейских черных поясов по дзюдо и впоследствии преподавал это боевое искусство в течение 25 лет. Фельденкрайз изучал различные традиции и дисциплины (среди прочих дзен, йогу, гипноз, акупунктуру и китайскую медицину), встречался и работал со многими выдающимися учеными, исследователями взаимодействия тела и разума, а также спортсменами и музыкантами.



Травма колена, полученная при игре в футбол в молодости и угрожавшая инвалидностью, заставила его искать способ вылечить себя. Постоянно экспериментируя, он заметил, что двигаясь медленно, замечая взаимосвязи между частями тела, можно найти новые способы выполнения привычных действий. Фельденкрайз анализировал как обучаются движению дети в процессе развития и каким образом используется тело мастерами дзюдо при наиболее эффективном выполнении приемов; в итоге он не только смог помочь самому себе, но и создал практический метод, который может улучшить качество жизни практически любого человека.

Отказавшись впоследствии от карьеры физика, Фельденкрайз стал заниматься продвижением своего метода, так как понимал, что в мире практически нет людей, которым метод не мог бы помочь в их деятельности. Сам Фельденкрайз говорил, что не изобрел ничего нового; но его вклад состоял в том, что он сделал конкретными и применимыми многие абстрактные вещи.

После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил свое время.

Последнее обновление страницы 14.11.2013