Метод Фельденкрайза

 Метод Фельденкрайза был разработан специально для того, чтобы дать человеку возможность осознать связь со своим телом. Цель данного подхода заключается в улучшении функционирования человека как психосоматической системы. Этот метод часто называют соматическим образованием — так как, налаживая контакт с собственной телесностью, мы становимся подобны детям, движения которых естественны и грациозны.

 

Принадлежать себе.

 Биография М. Фельденкрайза чем-то напоминает приключенческий роман. Основатель одноимённого метода в своё время посвятил много лет изучению принципов йоги, неврологии, акупунктуры, а также классического психоанализа. Он близко общался с одним из японских патриархов дзюдо и стал популяризатором этого боевого искусства в Европе. Получив в молодости травму колена, он целенаправленно стал искать способы излечения.

Вскоре Фельденкрайз понял, что пытаясь прибегнуть к новым, нетравматичным способам движения, стараясь анализировать, каким образом можно поменять привычные схемы телесного взаимодействия с миром, он встал на пороге грандиозного открытия. В частности, Фельденкрайз выяснил, что если научиться расслабляться и "ловить" свой собственный ритм телодвижений, можно добиться значительного повышения уровня соматической сознательности, лёгкости в обучении любым типам перемещений.

Практикуя данный метод, человек как бы возвращается в мир детства, когда двигаешься не для достижения конкретной цели, а просто потому, что движение доставляет удовольствие. Происходит процесс реинтеграции человека с самим собой, точнее — со своим телом. 

Одни знатоки именуют данный метод репаттернингом, другие — видом телесно-ориентированной терапии, третьи называют его альтернативной медициной. Но все сходятся на том, что цель метода Фельденкрайза — культивировать свободное и лёгкое движение, развить в человеке способность аутентично воспринимать собственную телесность, а также научиться расслабляться.

 

Освободить мышцы от рутины 

Каждый из нас в своих движениях руководствуется определёнными паттернами, которые существенно ограничивают нашу свободу. Фельденкрайз поставил целью освобождение от заскорузлых шаблонов поведения. Для этого он разбил привычные схемы перемещений на этапы: такие, как подъём и опускание руки вверх-вниз, поворачивание головы, движение челюстью…По мере многократного повторения этих движений развивается способность восприятия и осознания происходящих в теле изменений. Кроме того, восстанавливаются связи между определёнными участками коры головного мозга, которые отвечают за движения, и нашими мышцами. Улучшается координация, исчезают те или иные двигательные клише, передвигаться становится легче и проще.

Сегодня по методу Фельденкрайза занимаются как люди с различными проблемами со здоровьем (сколиоз, остеохондроз, заболевания опорно-двигательного аппарата), так и те, кто жаждет почувствовать себя более свободно и раскованно, добиться более высоких результатов в каком-либо виде спорта. Поэтому соматическое образование подходит и для баскетболистов, и для танцоров, и для любителей плавания — в этом плане здесь нет никаких ограничений.

Сам создатель метода писал в своё время: «Я хочу, чтобы вы учились, а не были научены». Крайне важно, что, проходя соматическое образование, человек обучается навыкам владения собственным телом самостоятельно, посредством живого опыта. И само обучение больше похоже на игру — настолько оно спонтанно и удивительно. Благодаря этой игре метод Фельденкрайза возрождает в каждом из нас ребёнка, который пленителен в своей непосредственности — и оттого счастлив.


Видео о методе

 

https://www.youtube.com/watch?v=HtnWq7pi8pE&index=23&list=PL5YtP-oxRr05n6y4t84zmQbMb-B6kkQx8 

 

Что дают занятия по методу Фельденкрайза

Обычному человеку в обычной жизни:

  • стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
  • ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
  • наклоняться без скрипа, подниматься без напряжения;
  • сохранять молодую гибкость и радость движения до самого конца.

Психологу:

  • телесный образ «Я»;
  • возможность, не разрушая защит, работать с ресурсами.

Врачу ЛФК:

  • возможность работать с посттравматическими блоками и возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности.

Танцовщице:

  • развитие мышечного чувства и чувства движения, что освобождает от скованности, механистичности движений и делает тело и движения очень выразительными, эмоциональными и пластичными;
  • чувство пространства, а вместе с ним — устойчивость и точность движений;
  • богатство телесных выразительных средств;
  • уверенность в себе.

Преподавателю танцев:

  • видение и понимание тела;
  • видение и понимание проблем учеников и владение простыми и эффективными средствами для работы с ними.

Практикующему йогу, цигун, тайцзи:

  • тонкое и точное чувствование своего тела, осознанность, устойчивое внутреннее внимание.

 

Научиться по-настоящему можно только тому, что имеет к вам прямое отношение.

М. Фельденкрайз


После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил свое время.

 

Последнее обновление страницы 16.11.2017