Соматика Т.Ханны

На занятиях в Школе здоровой спины и хорошего настроения :) вы сможете изучить метод СОМАТИКА (Томас Ханна)

*От: соматика (англ. somatics) — направление в науке о человеческом теле и его движениях. Впервые термин соматикаввел в употребление американский профессор философии Томас Ханна в 1976 г. для описания вида обучающих дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Соматика изучает «сому», т.е. (с греч.) тело, ощущаемое и осознаваемое изнутри, во взаимосвязи с чувственным и интеллектуальным проявлением (концепция целостности тела-ума-духа). Особое значение при этом придается влиянию сознания на функции телесных тканей.

 

 

Соматика учит узнавать, изменять и полностью освобождаться от ведущих к хроническим болям паттернов, которые возникают из-за травм, стресса, повторяющегося напряжения или же из-за вошедшей в привычку неправильной осанки.

Помогает уменьшить боли и недомогания, связанные с типичными жалобами на здоровье, таким как: головные боли, неэластичные или болезненные суставы и мышцы, усталость, плохая осанка, проблемы с дыханием, ограниченная подвижность тела, последствия травм, боли в спине и шее, аккумулированный стресс/напряжение и т.д.

Главная цель соматического обучения – это сенсомоторное переобучение, направленное на возвращение, поддержание и улучшение функции нервно-мышечной системы тела. Другими словами, это переобучение нервной системы. Налаживая контакт с собственной телесностью, мы становимся подобны детям, движения которых естественны и грациозны.

Заниматься соматикой можно как индивидуально с преподавателем, так и в группе. Изучая простые движения и главные принципы соматического подхода, уже в ближайшее время вы сможете наслаждаться быстрыми и существенными улучшениями Вашего физического и эмоционального состояния. Важно то, что заниматься соматикой может каждый независимо от возраста и веса тела!

 

 

Соматика может увеличить эффективность большинства методов усовершенствования здоровья, которые вы используете. Поможет почувствовать себя более свободно и раскованно, добиться более высоких результатов в каком-либо виде спорта. Поэтому соматическое образование подходит и для баскетболистов, и для танцоров, и для любителей плавания — в этом плане здесь нет никаких ограничений.

Это способ обучения людей обращать внимание на свои внутренние ощущения, то есть развить самосознание. Когда они начинают осознавать определенные области своего тела, они обнаруживают, что могут контролировать функции этих частей. Это обусловлено тем, что человеческий мозг по сути своей — сенсомоторная система.

Через обучение движению без лишнего напряжения происходит нормализация работы мышц, положения скелета и улучшение состояния нервной системы. Человек приобретает способность принимать любые позы и делать любые желаемые движения в пределах естественной гибкости с недоступной ранее точностью и легкостью, а опыт осознавания различных действий и поиска альтернативных способов их выполнения становится базой для творчества, обучения и более открытого мышления в целом.

Комплексный подход проявляется в соматических методах лечения, где терапевт понимает, что, оказывая воздействие на тело пациента, он, таким образом влияет и на его разум. Этот подход является соматическим в том самом прямом смысле, что человеческий разум в нем воспринимается как нечто материализованное. Соматический терапевт понимает, что судьба человеческого разума неразрывно и тесно связана с судьбой его тела – эту точку зрения, бесспорно, разделяет и традиционная медицина. Другой же аспект соматического видения уникален, а именно: работа человеческого разума (мыслительный процесс) может оказывать влияние на изменение организма. Для соматических терапевтов это двусторонний процесс: если состояние чьего-либо организма напрямую оказывает влияние на разум этого человека, то верно и обратное. Они не представляют, как может быть иначе, ведь организм – это единое неразрывное целое.

По мнению Райха, репрессия (подавление воспоминаний и эмоций) локализуется в мышечной системе, а совокупность всех мышечных напряжений и составляет видимую структуру характера человека.

Фрейд полагал, что важнейшим, переломным моментом в процессе психоанализа пациента является высвобождение его подсознательных воспоминаний и эмоций, что не только дает ему новое понимание (инсайт), но и освобождает от эмоционального напряжения. Это двойственное терапевтическое явление имеет абсолютно психофизиологический характер: психологический момент – это лучшее понимание себя, а физиологический – освобождение от напряжения.

Тело любого человека, по мнению Рейха, имеет свой характерный мышечный панцирь: напряженные мышцы сковывают движения тела, объединяют эмоциональную сторону жизни и подавляют воспоминания особого рода, не давая человеку осознать их. Таким образом, если терапевту удастся освободить пациента от этой брони, то произойдет катарсис, который восстановит гибкость тела и яркость эмоционального восприятия и позволит подавленным воспоминаниям снова стать осознанными.

 

 

Клиническое соматическое обучение — созданный Томасом Ханной метод, который основывается на принципе, что чувствительное восприятие и управление движениями тела взаимодействуют благодаря так называемой «петле обратной связи», которая регулируется головным мозгом. То есть возможность произвольно сокращать или расслаблять мышцу зависит непосредственно от способности ощущать или чувствовать мышцу. Стресс или травма могут разрушить этот цикл, что в свою очередь приводит к ограничению подвижности или к так называемой сенсомоторной амнезии (СМА). (В понимании Томаса Ханны половина всех хронических болей, от которых страдают люди, вызвана СМА). Это состояние, в котором нейроны сенсомоторной коры головного мозга потеряли часть своей способности управлять некоторыми мышцами, в соответствии с чем способность сокращать мышечную группу была передана на уровень подкорковых рефлексов. Эти же изменённые рефлексы хронически поддерживают мышцы в сокращенном состоянии и не позволяют им расслабиться ниже определенного уровня.

Потеря осознавания и управления лежит в основе СМА. Ее основные следствия сводятся к следующему:

  1. Уменьшенная амплитуда движений и повышенный мышечный тонус. Хронически напряженные мышцы вызывают ограничения подвижности в суставах. Напряженные мышцы становятся скованными и жесткими, также «затвердевают» фасциальные и другие соединительные ткани. Изменённый мышечный тонус и уменьшение эластичности соединительных тканей оказывают негативное воздействие на подвижность суставов и конечностей, что приводит к ограничению нормальной амплитуды движений.
  2. Усталость, недостаток энергии и слабость. Хронически напряженные мышцы постоянно работают, и тем самым они используют много энергии. Не стоит забывать, что мускулатура является крупнейшим потребителем энергии в человеческом теле. Повышенная же активность определенных мышц часто приводит к ослаблению их антагонистов.
  3. Повышенная подверженность травмам. Напряженное тело не способно полноценно противостоять сопротивлению любого рода (как при падении, так и при наклоне, либо при подъеме тяжестей). Если противодействие слишком велико, то что-то должно «поддаться». В основном это жесткие спины, шеи или суставы.
  4. Преждевременное старение. Жёсткость, плохая осанка, низкий уровень энергии заставляют людей чувствовать себя старше. Повышенный тонус мышц на даёт полноценно отдыхать и спать, приводит к миофасциальному болевому синдрому, а через несколько лет приводит к изменению костей (артрозу). Всё это результаты хронически напряженных мышц, вызванных СМА.
Состояние СМА может быть ликвидировано путем осознанного переобучения на уровне сенсомоторной области кортекса (коры головного мозга). Кортексу необходимо напомнить через ощущения то, о чем он забыл, так чтобы он вновь приобрел полный контроль над движениями той или иной мышечной группы. Когда это произойдет, симптомы, описанные выше, могут исчезнуть, а хроническая боль утихнуть. СМА может быть преодолена только при помощи обучения. В случае осознанного переобучения кора головного мозга сможет вновь получить полный контроль над мускулатурой и тем самым достичь полного состояния произвольного расслабления.

http://hanna-somatics.ru/

 

Новая парадигма целительства: соматическое обучение

Введение

Что же такое парадигма?

Парадигма — это группа критериев, которые мы используем, чтобы определить, что является важным, и чтобы описать, как действовать в той или иной ситуации. Парадигма — это точка зрения и набор правил.
Мы все без исключения пользуемся парадигмами, например в том, что касается еды: мы точно знаем, что нам нравится или не нравится, какой продукт полезен для нас, а какой нет. Для некоторых очень важна калорийность продуктов, для других важнее сочетание питательных веществ, а для третьих превыше всего жизненная сила. Эти различия определяют разные «пищевые парадигмы». А правила питания называются «диетами».

Врачебные профессии также построены на парадигмах: на теории микробов, на структурном выравнивании, на потоке энергии и т.д. Правила исцеления называются «лечением».

Сейчас развивается новая парадигма лечения — соматическое обучение. Суть соматического обучения заключается в улучшении естественного контроля над собственным телом. «Соматический» означает осознание тела «изнутри», а «обучение» имеет отношение к пробуждению способностей. Соматическое обучение дает особенно хорошие результаты при остаточных проблемах после травм (хроническая боль или тугоподвижность) и последствиях стрессов (головные боли или астма). Правилами соматического обучения называются «обучение и саморегуляция».

Слова Томаса Ханна, исследователя и новатора в области соматики, обобщают точку зрения о соматическом обучении — это подход к намеренному самоисцелению с «другой стороны смены парадигмы» в лечении.
Существует два принципиально разных способа восприятия и влияния на физиологические процессы: можно воспринимать тело и производить над ним действия извне или же воспринимать сому и воздействовать на нее изнутри. Первый случай — это точка зрения третьего лица, которое видит тело как объект, отдельный от наблюдателя и на который наблюдатель может воздействовать, например, доктор лечит пациента. Во втором случае воздействие происходит от первого лица, наблюдающего за субъективной сомой, а именно за собой — своей собственной сомой, с процессами которой человек может работать самостоятельно. То есть, сома — это тело, воспринимаемое изнутри.

Соматическое обучение — это совершенствование телесного осознания для лучшего произвольного контроля процессов, происходящих в человеческом организме. Это обучение является соматическим в том смысле, что оно происходит внутри человека как внутренний процесс.  (Томас Ханна)

Парадигмы здравоохранения

Здравоохранение менялось с течением времени, и только один аспект в области лечения остался неизменным: независимо от методов лечения, человеческое тело исцеляет себя само.
Другими словами, есть вещи, которые никто не может сделать для нас; мы должны делать их сами.
Переход от медицины как вмешательства извне к самоисцелению — это сдвиг парадигмы, а с каждым сдвигом парадигмы появляются новые правила.
Возникновению соматической парадигмы непосредственно предшествовали две парадигмы лечения: парадигма современной медицины (медикаменты и операции, и лишь на примитивном уровне упражнения и диеты) и парадигма работы с телом (манипуляции с телом, упражнения и диеты, но не медикаменты и операции!)

Парадигма современной медицины

«Медицина борется с болезнями и восстанавливает тело».

Действующая парадигма современной медицины состоит в том, что человеческое тело — это «великолепная машина», которая иногда ломается и требует починки. Это основная точка зрения медицины. Из этой точки зрения возникли правила манипулятивного вмешательства, используемые в различных направлениях современной медицины, которые включают медикаменты, оперативное вмешательство и большую часть физиотерапевтических процедур. Из нее также возникли процедуры остеопатии, хиропрактики, массажа, рефлексологии, техник триггерных точек и траволечения.

Здесь тело и разум рассматриваются по отдельности, как будто это две разные вещи, которые мы ощущаем в разное время. Их связь кажется мистической и загадочной. Но разве она не является предельно очевидной? Каждое сознательное движение, которое мы делаем, — это действие тела, управляемое мысленным намерением, речь — это физическое выражение ощущающего разума, эмоциональные состояния соотносятся с мышечным напряжением, движением и химией тела (гормональными изменениями). Прямое наблюдение за своим телом и разумом открывает, что для того, чтобы ощущать одно, необходимо ощущать другое; как тело, так и разум являются ощущениями. Опытные сертифицированные специалисты по соматическому обучению Ханны понимают эту взаимосвязь и разумно с ней работают.
В современной медицине ответственность человека за свое исцеление можно кратко выразить так: «выполняйте предписания врача, делайте так, как сказал ваш терапевт, соблюдайте диету и выполняйте упражнения».

Однако в современной медицине есть одна постоянная проблема — это «исполнительность» пациента. Люди не делают того, что предписал доктор. Эта проблема приводит к более философскому противоречию. Не в том ли суть проблемы, что слишком много ответственности люди возлагают на врачей и слишком мало берут на себя (настрой «почини меня»)? Или же методы современной медицины настолько неприятные (побочные эффекты лекарств, болезненные и инвазивные процедуры, строгие ограничения диеты), что они никому не нравятся? Или и то, и другое? Возможно ли, что людям приходится отрицать или подавлять свои ощущения, чтобы вытерпеть методы современной медицины? Но ведь это неестественно для любого живого существа.
Какими бы ни были причины, в ситуациях с угрозой для жизни (которые часто являются результатом выбора стиля жизни самим пациентом) современная медицина часто является самым лучшим и необходимым средством. Ее успехи при работе с хроническими проблемами, в особенности с хронической болью, впечатляют куда меньше по причинам, которые будут раскрыты дальше.

Парадигма работы с телом

«Тело влияет на разум».

Действующая точка зрения различных школ работы с телом, таких как рольфинг, кранио-сакральная терапия, метод Трейгера и других, заключается в том, что тело и разум на самом деле являются «тело-разумом», единым функциональным целым. Определенные практики целительства, возникшие в Азии, (включая акупунктуру) используют связь разума и тела как диагностику при выборе лечения. Даже при этом, если посмотреть на реальное применение этого метода, то станет очевидным, что он по сути также является манипулятивным; пациент, по большей части, находится «на принимающей стороне» —  «над ним работают», с ним производит манипуляции стороннее лицо —  хотя некоторые подходы включают приятные оздоровительные практики, которые выполняет сам пациент согласно предписанию врача.
Тем не менее, даже в таких подходах исполнительность пациента является проблемой — возможно потому, что люди оказываются настолько под внушением предыдущих медицинских воздействий, что такой же подход (умонастроение «почини меня») они переносят на своего практика по работе с телом. Фактически, является проблемой само понятие «исполнительности»; исполнительность предполагает послушание, а не принятие на себя ответственности по собственному решению. Часть задачи сертифицированных преподавателей соматического обучения Ханны заключается в обучении клиентов тому, как брать на себя ответственность за собственный успех.

Это приводит нас к возникающей парадигме.

Парадигма соматического обучения

«Я такой, каким я решил быть».

Основное наблюдение соматического обучения заключается в том, что люди склонны накапливать в себе последствия травм и стрессов. То, как мы восстанавливаемся от жизненных травм и обид, по большей мере и определяет наше здоровье, как в ближней, так и в дальней перспективе. Правило этой точки зрения гласит: «освободись от ставших ненужными реакций и развивай оптимальные паттерны функционирования».
В соматическом обучении клиент учится корректировать неисправности функционирования тела через внутренний процесс обучения. При определенных проблемах, например, при хронической боли после травмы, этот подход является единственным, который дает долгосрочные результаты. Когда у человека накапливаются травмы и нервное напряжение от постоянного стресса в течение жизни, он может стать настолько напряженным, что его мышцы будут болеть просто от мышечной усталости. Могут возникать спазмы. Суставы сдавливаются этими напряженными мышцами. Защемляются нервы. Дыхание и другие физиологические функции также нарушаются. Искажается осанка. Люди страдают от «хронических болей». Они «стареют». Однако, их мышцы в порядке — они работают так, как и должны. Они просто подчиняются нервной системе. Возникающие при этом проблемы можно повернуть вспять только за счет избавления от накопленных последствий травм и стресса.

Кроме избавления от боли соматическое обучение может оказать долгосрочное положительное воздействие на здоровье в целом. Основные системы тела, влияющие на здоровье и исцеление, подчиняются системе, над которой у нас есть практически неограниченный потенциал сознательного контроля — это наша мышечная система. Вот примеры:

  • дыхание: диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, лестничные мышцы — зажатость этих мышц ограничивает дыхание и общую жизнеспособсность
  • пищеварение: гипогастральное сплетение, прикрепленное к подвздошно-поясничным мышцам — зажатость этих мышц влияет на кровообращение, на питание и функционирование сплетения
  • кровообращение: кровяное давление — давление в спине из-за напряженных мышц блокирует поток лимфы и вызывает большую нагрузку на сердце для обеспечения необходимой циркуляции крови

Я сам видел (или мне описывали) мгновенные улучшения в функционировании кишечника, кровообращении, дыхании, повышении уровня жизненной энергии, и в одном случае даже возобновление у клиентки менструального цикла (прямо на кушетке во время сеанса — что ее крайне смутило).

С помощью движений, которые учат лучшей координации, и самих ощущений, связанных с улучшением координации, функционирование мышц становится более свободным, они укрепляются и приходят в баланс; изменения происходят глубоко внутри нервной системы клиента, так что остаются долговременные изменения в том, как он или она движется и функционирует.

Соматическое обучение включает своего рода пробуждение. Пробуждается способность ощущать и контролировать себя естественным путем.

Клиенты в соматическом обучении используют сознательное движение для создания ощущений; они активно изменяются, а не пассивно принимают изменения. Поначалу их направляет преподаватель, а затем они действуют сами, руководствуясь осознанием своего тела и результатами собственных действий. Эти результаты действительно открывают для них большие перспективы.

Уроки Осознавания через движение по методу Фельденкрайза, Rolfing Movement, биологическая обратная связь, Aston-Patterning, Continuum Movement, соматическое обучение Ханны и школы йоги, которые работают глубже растягивания и расслабления, сознательно пробуждают самоопределяющую, самокорректирующую связь между самоосознаванием и самоконтролем.

Если и существует проблема с соматическим обучением как с парадигмой исцеления, так это только та, что данное направление еще ново. Многие люди предпочитают ждать до последнего, прежде чем прийти к соматическому педагогу, полностью исчерпав возможности остальных методов лечения, включая, что прискорбно, неудачные и иногда калечащие их операции. Соматическое обучение часто может сделать ненужной операцию в случаях костно-мышечных нарушений, и при этом дать отличные результаты. Пока люди не узнают больше о соматическом обучении, его эффективность и применимость могут остаться недооцененными.

 

В заключение

У каждой парадигмы лечения есть своя область превосходства. Превосходство соматического обучения — это его способность справляться с проблемами, возникающими из-за привычного способа функционирования, который может исправить только сам человек. Часто такие проблемы объясняют старением, травмами, таинственными причинами или даже генетикой. Соматическое обучение основано на новой парадигме, которая дает возможность контроля над определенными функциональными нарушениями, которые сохраняются несмотря на медицинское или манипулятивное лечение.
 

 Лоуренс Голд
Lawrence Gold, “New Paradigm Healing: Somatic Education”.

 

Последнее обновление страницы 20.11.2014